вторник, 10 февраля 2015 г.

КАК развивать память у младших школьников


Как развивать память у младших школьников? Способы запоминания.











Словарь

Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.

Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемоника – это искусство запоминания.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
Память – это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.
Статья по теме: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Развитие памяти в младшем школьном возрасте Социальная сеть работников образованияЭмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Развитие памяти в младшем школьном возрасте:

Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

Книга "Сборник игр для развития системного мышления" - Медоуз, Бут. Купить книгу, читать рецензии The sistem thinking playbook IВозникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию — усвоение мнемотехнических приемов.

Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т. е. в III—V классах) школьники обнаруживают явное превосходство. 

Surfingbird / Развитие внимания и наблюдательности у ребёнка Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания:давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить;

обсуждать содержание и объем материала;распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);

учить контролировать процесс запоминания;фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;

учить ребенка понимать то, что он должен запомнить; 

Эрнест Земцев УОЛПОДРОБНЕЕ

Упражнения на развитие зрительной памяти

Запоминаем зрительно


Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек. Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно 




Цепкая, образная – так можно охарактеризовать память детей-дошкольников. Но события они будут пересказывать не по порядку, а по ярким моментам, не забыв обстоятельств, при которых происходило запоминание. В школе же требуется точное воспроизведение, произвольное припоминание. Тем более бывают разные мнемические задачи: например, привести дословный рассказ, изложить по смыслу или запомнить на короткое время (к примеру, приведенные в задаче данные). Мнемические способности детей – младших школьников развиваются в соответствии с этими требованиями. Вплоть до 3-4 класса многие ребята запоминают тексты дословно. На уроках природоведения можно услышать такие ответы: «Вы спросите, разве могут горы разрушаться. Да, это действительно так». Далее ученик рассказывает о выветривании горных пород. Но в средней школе такая форма памяти не будет способствовать успешной успеваемости. Память учеников младших классов улучшается не только от непрерывных тренировок. Важную роль играют и усвоение необходимых приемов, методов запоминания, воспроизведения, которые, естественно, им самим не по силам изобрести. Это, прежде всего, способы осознанного запоминания: выделяя опорные слова, расчленяя текст на смысловые единицы, группируя по смыслу, сопоставляя крупный и детальный текстовый план и т. д. Очень важно то, что эти способы должны постоянно отрабатываться на разнообразном материале. Ведь у плана, скажем, рассказа с сюжетом есть отличия от развернутого плана решения задачи по математике, и от плана работы над грамматической составляющей текста. Требуется не только выделить смысловые единицы, но и группировать их, соподчинять. Уже во 2-ом классе школьники должны уметь готовить план в письменной форме. Развитие методов воспроизведения материала у младших школьников, его временное распределение, самоконтроль представляют особенную психолого-педагогическую задачу. Еще К. Д. Ушинский подчеркнул, что ребенок забывает от того, что просто ленится вспомнить. Ведь для того, чтобы вновь и вновь восстанавливать в памяти

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/education/4829-kak-razvivat-pamjat-u-mladshih-shkolnikov-sposoby-zapominanija.html
© У меня растут года...
Цепкая, образная – так можно охарактеризовать память детей-дошкольников. Но события они будут пересказывать не по порядку, а по ярким моментам, не забыв обстоятельств, при которых происходило запоминание. В школе же требуется точное воспроизведение, произвольное припоминание. Тем более бывают разные мнемические задачи: например, привести дословный рассказ, изложить по смыслу или запомнить на короткое время (к примеру, приведенные в задаче данные). Мнемические способности детей – младших школьников развиваются в соответствии с этими требованиями. Вплоть до 3-4 класса многие ребята запоминают тексты дословно. На уроках природоведения можно услышать такие ответы: «Вы спросите, разве могут горы разрушаться. Да, это действительно так». Далее ученик рассказывает о выветривании горных пород. Но в средней школе такая форма памяти не будет способствовать успешной успеваемости. Память учеников младших классов улучшается не только от непрерывных тренировок. Важную роль играют и усвоение необходимых приемов, методов запоминания, воспроизведения, которые, естественно, им самим не по силам изобрести. Это, прежде всего, способы осознанного запоминания: выделяя опорные слова, расчленяя текст на смысловые единицы, группируя по смыслу, сопоставляя крупный и детальный текстовый план и т. д. Очень важно то, что эти способы должны постоянно отрабатываться на разнообразном материале. Ведь у плана, скажем, рассказа с сюжетом есть отличия от развернутого плана решения задачи по математике, и от плана работы над грамматической составляющей текста. Требуется не только выделить смысловые единицы, но и группировать их, соподчинять. Уже во 2-ом классе школьники должны уметь готовить план в письменной форме.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/education/4829-kak-razvivat-pamjat-u-mladshih-shkolnikov-sposoby-zapominanija.html
© У меня растут года...
Цепкая, образная – так можно охарактеризовать память детей-дошкольников. Но события они будут пересказывать не по порядку, а по ярким моментам, не забыв обстоятельств, при которых происходило запоминание. В школе же требуется точное воспроизведение, произвольное припоминание. Тем более бывают разные мнемические задачи: например, привести дословный рассказ, изложить по смыслу или запомнить на короткое время (к примеру, приведенные в задаче данные). Мнемические способности детей – младших школьников развиваются в соответствии с этими требованиями. Вплоть до 3-4 класса многие ребята запоминают тексты дословно. На уроках природоведения можно услышать такие ответы: «Вы спросите, разве могут горы разрушаться. Да, это действительно так». Далее ученик рассказывает о выветривании горных пород. Но в средней школе такая форма памяти не будет способствовать успешной успеваемости. Память учеников младших классов улучшается не только от непрерывных тренировок. Важную роль играют и усвоение необходимых приемов, методов запоминания, воспроизведения, которые, естественно, им самим не по силам изобрести. Это, прежде всего, способы осознанного запоминания: выделяя опорные слова, расчленяя текст на смысловые единицы, группируя по смыслу, сопоставляя крупный и детальный текстовый план и т. д. Очень важно то, что эти способы должны постоянно отрабатываться на разнообразном материале. Ведь у плана, скажем, рассказа с сюжетом есть отличия от развернутого плана решения задачи по математике, и от плана работы над грамматической составляющей текста. Требуется не только выделить смысловые единицы, но и группировать их, соподчинять. Уже во 2-ом классе школьники должны уметь готовить план в письменной форме.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/education/4829-kak-razvivat-pamjat-u-mladshih-shkolnikov-sposoby-zapominanija.html
© У меня растут года...

Комментариев нет:

Отправить комментарий