воскресенье, 16 октября 2016 г.

Народные ПРОМЫСЛЫ России ГЖЕЛЬ К ПРОЕКТУ " Мы - россияне"


С наступающей недели ученики 3-3 класса НАЧИНАЮТ изучать тонкости русских народных промыслов. ГЖЕЛЬ - гордость РОССИИ.



Гжель — русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район , состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст» . «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии МоскваМуромКазань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам .





Имя собственное Гжель всегда выстраивает ассоциативный ряд: синь, узоры, красота, Россия, народный промысел. Изделия из Гжели — самый желанный сувенир для оживления дизайна кухни любой хозяйки. А вот, город ли это? и, как далеко находится, — знает не каждый.


Как появилась Гжель на земле Русской

На востоке Московской области, там, где когда-то между речками Гжелка и Дорка из-за болотистости земель и мрачности лесов главным занятием селян стало « ковырять» землю, обнаружили залежи глин: красной, жёлтой и белой.
Красная — годилась лишь на изготовление кирпичей, гончарных труб и печных изразцов. Из жёлтой — лепили горшки и квасники, свистелки и игрушки для детей. И так было до 14 века, когда в грамоте царской прописали волю его о пожаловании земель этих царевичу.
Царская волость — вот, что такое первоначально Гжель. До 30 деревень занятых керамическим производством для себя и на вывоз. Кустарное производство и мелкие заводики дали начало Гжели как центру керамического, а впоследствии — фарфорового производства.

«Белое золото» Кузнецовских мануфактур

ГжельО фарфоре заговорили, когда в 1802 году в нижнем слое грунта обнаружили тонкие прослойки мылкой белой глины. Не сразу поняли, что она по качеству не уступает мейсонскому фарфору. Для этого пришлось приложить умения и способности. Из гжельской белой глины стал производить знаменитый кузнецовский фарфор – прозрачный на свет, лёгкий и плотный, как кость.
ГжельНе сразу появился и характерный для гжельской росписи стиль — синим по «снегу белому». Сначала в росписи использовали и жёлтый, и зелёный, и красный цвет — пока раскрылся мастерам весь диапазон синих оттенков (до 20 вариантов). И появился знаменитый гжельский мазок, растягивающий цвет от самого нежного из голубых до густого синего.
Сюжеты черпали из родной природы, достигая морфологического сходства с травами и цветами местной флоры. Мастерство требовало прозорливости, ибо изначально наносимая краска была чёрной, и только после обжига глазурь становилась прозрачной, а роспись принимала свой волшебный синий цвет.




Комментариев нет:

Отправить комментарий