Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.
Хохломской промысел зародился в ХVII в. в ряде сел Заволжья (см. Волга). Его центром было село Хохлома. Со временем хохломой стали называть и сами изделия — в основном деревянную посуду (ложки, чашки, блюда, солонки и пр.), а также детскую мебель и мелкую домашнюю утварь, сувениры.
Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной предварительной обработки изделия. Точеная деревянная посуда грунтуется жидкой глиной, несколько раз пропитывается специальным жидким маслом — олифой, просушивается и протирается порошком алюминия (раньше для этого использовалось олово). По образовавшемуся серебристому фону изделие расписывают, затем покрывают лаком и вновь просушивают при высокой температуре. Пленка лака при этом темнеет и приобретает янтарный (см. янтарь) оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, покрытая алюминием, становится золотой.
Красочная гамма Хохломы построена на сочетании золота с красным и черным, другие цвета (зеленый, коричневый) служат дополнением. Традиционный растительный узор из стилизованных «травок», «ягодок», «цветов», «листьев» почти сплошь покрывает изделие, иногда встречаются изображения птиц и рыб. Мастер никогда не повторяет узор, всякий раз располагает листья, цветы и плоды по-новому, что придает каждому изделию своеобразие и превращает его в произведение искусства.
В наше время хохломские изделия выпускают фабрика «Хохломской художник», цеха которой расположены в ряде сел Нижегородской области, и производственное художественное объединение «Хохломская роспись» в городе Семёнове.
История Золотой хохломы
Художественный промысел хохлома уходит корнями в конец 17 века, во времена бурного расцвета иконописного искусства. Период заселения Новгородских земель старообрядцами, которые не приняли церковную реформу патриарха Никона, совпал с появлением новых способов золочения икон. Именно в нижегородских землях, деревнях и селах научились расписывать иконы золотом, но без применения драгоценного металла. Деревянные оклады икон посыпали серебром, растертым в пыль, затем покрывали слоем льняного масла и ставили в печь. Серебряное покрытие чудесным образом превращалось в сверкающее золото. Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера ...ПОДРОБНЕЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий